Порядок регистрации выхода участников из ООО могут изменить
16.07.2019
Совет при Президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства поддержал законопроект Минэкономразвития, согласно которому регистрацию выхода участников из ООО предлагается проводить через нотариуса.
Законопроектном предложено изменить п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Так, после нотариального удостоверения заявления о выходе из ООО его участника нотариус в течение 3 дней должен направить в орган государственной регистрации юридических лиц заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Сейчас действующим гражданским законодательством предусмотрено, что при невозможности или затруднительности достижения целей, ради которых создавалось общество, участник может требовать: исключения создавшего такие условия участника либо ликвидации общества.
Однако, как сказано в заключении Совета, если участником, создавшим затруднения для дальнейшей деятельности общества, является мажоритарный участник, исходя из потенциальных возможностей общества по выплате действительной стоимости доли, исключение участника может быть не самым оптимальным способом защиты прав, не говоря уже о ликвидации общества.
Также отмечается, что из-за этого необходимо проработать вопрос о целесообразности добавить дополнительное основание возникновения у участника ООО права выхода из общества случай, например, когда иной участник своими действиями причиняет существенный вред обществу.
Между тем, суд исправил ошибки налоговой инспекции в регистрации юридических лиц по вопросу выхода участника из состава ООО
По материалам дела, у одного ООО было два учредителя: гражданин и общество, у которого был один участник. Гражданин решил выйти из бизнеса, но регистрирующий орган отказал в регистрации изменений, так как согласно ч. 2 ст. 66 Гражданского кодекса и абз. 3 ч. 2 ст. 7 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» запрещается регистрация хозяйственного общества с одним учредителем-обществом, у которого, в свою очередь, тоже только один участник.
Компания обжаловала отказ налоговой регистрировать выход одного из двух учредителей из состава ООО, указывая на то, что учредитель физическое лицо может покинуть общество, а доля выбывшего участника переходит к обществу, после чего имеется целый год, чтобы распределить, погасить или продать долю вышедшего участника.
Но две инстанции в деле № А27-22840/2018 встали на сторону налоговой. Они указали, что ч. 2 ст. 66 Гражданского кодекса и абз. 3 ч. 2 ст. 7 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливают «определенный запрет для хозяйствующих субъектов без исключений», о чем учредитель не мог не знать. Таким образом, суды подтвердили, что ИФНС отказала законно.
Однако АС Западно-Сибирского округа отменил акты нижестоящих инстанций. Свою позицию кассация объяснила так: закон запрещает выходить из общества единственному участнику или всем участникам сразу (ч. 2 ст. 26 Закона «Об ООО»). При этом налоговая вправе отказать в регистрации таких изменений ((подп. «е» п. 1 ст. 23 Закона «О государственной регистрации юр. лиц»). Иначе с запретом иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, рассудила кассация. В законе о государственной регистрации нет соответствующего основания для отказа. Компания лишь должна решить судьбу доли вышедшего участника в течение одного года.
Поэтому ИНФС обязана была внести изменения, но при этом могла проконтролировать, продадут ли эту долю новому второму учредителю в течение года. С такими выводами АС ЗСО признал отказ в регистрации недействительным.